Герцен А.Г.

Таврический национальный университет (Симферополь)

 

Археологические аспекты истории Чуфут-Кале

 

Городище расположено на обрывистом плато в виде мыса. Территория поселения на три четко выраженных части. Бурунчак — обширный пустырь (более 15 га), использовавшийся как выгон для скота, а в XVIII в. даже как ханский зверинец. «Старый город», занимавший самую узкую часть плато, был ограничен с запада невысокой стеной, отделявшей его от Бурунчака, а с вос­тока «Средней» оборонительной стеной, являющейся типичной ранневизантийской фортификационной системой. «Новый город», застроенная территория между «Средней» и «Восточной» стенами. Последняя построена в духе позднесредневековой фортификации с учетом возможностей использования огнестрельного оружия. За ней, в 300 м к юго-востоку от городища, начинается территория обширного ка­раимского некрополя, занимающего верховья Иософатовой долины. По предвари­тельным оценкам здесь сосредоточено свыше 7 тысяч надгробий. Раскопки здесь впервые были проведены Д.А.Хвольсоном в 1878 и 1881 гг. с целью поиска древ­них надгробий, необходимых ему как аргумент в полемике с А.И.Гаркави и дру­гими гебраистами, подвергшими сомнению подлинность ряда памятников, опубли­кованных А.С.Фирковичем.

В 1925-28 гг. раскопки на городище проводились с целью изучения памятни­ков мусульманской культуры. У.Боданинский и О.Акчокраклы исследовали остат­ки мечети, построенной в 1346 г.

В 50-е гг. широкомасштабные археологические работы были развернуты экспедицией под руководством Е.В.Веймарна (Крымский отдел Института архео­логии АН УССР). Их главным объектом была «Средняя» стена. На северном фланге этого укрепления был расчищен участок главного рва, вырубленного в ма­териковой скале. Ров перекрывали руины караимской усадьбы, с которой был свя­зан обширный двухэтажный пещерный комплекс, т.н. «Чауш-кобасы», датирован­ный XVII в. С целью поиска археологических материалов, отражающих ранние этапы существования поселения, были сделаны зондажи на различных участках склонов плато. По результатам этих исследований их руководитель пришел к вы­воду о появлении города в X-XI вв., а расцвет караимской общины в нем отнес к XVI-XVII вв.

В 1983, 1987-88 гг. в Чуфут-Кале работала совместная экспедиция Симферо­польского госуниверситета  (Герцен А. Г.)  и  Бахчисарайского историко-архитектурного музея (Могаричев Ю.М., Хоменко В.Н., Чореф М.Я.). Из памят­ников, отражающих жизнь иудейской общины в «Старом городе», исследовались культурные напластования в районе кенасс и участок руинированной застройки в начале Средней улицы близ ворот Кичик-Капу. В «Новом городе» работы были сосредоточены у тыльной стороны Восточной оборонительной стены. Наиболее важные результаты были получены при исследованиях у ее северного фланга, где были открыты остатки усадьбы предшествовавшей строительству оборонительной линии, и бани, появившейся здесь не ранее конца XVII в. В работе экспедиции принимали участие научные сотрудники Ленинградского отделения Института вос­токоведения АН СССР Е.Н.Мещерская и А.Л.Хосроев, которые при участии Н.В.Кошовской проводили обследование некрополя в Иософатовой долине с целью опреде­ления перспективы его дальнейшего комплексного изучения. Дальнейшие исследования с начала 90-х гг. прошлого века и по настоящее время приобрели хаотический нерегулируемый характер. Ведутся они большей частью некомпетентными энтузиастами или откровенно коммерческими организациями.

Материалы археологических раскопок, введенные в научный оборот, позволяют предложить периодизацию истории городища, позволяющую установить соотношение данных эпиграфических памятников  некрополя в Иосафатовой долине с реальной шкалой жизни поселения. Итак выделены следующие этапы.

1. VI - X вв. В начале этого периода создается оборонительная система. Главным ее звеном становится «Средняя» стена со рвом, пересекавшая плато в са­мом узком месте. Расселины в обрывах были перегорожены короткими стенами. Возле них создавались первые пещерные помещения для укрытия часовых. Веро­ятно, в крепости была христианская базилика, на что указывают фрагменты ранневизантийских мраморных архитектурных деталей в кладках позднесредневековых построек. На склонах плато известны к настоящему времени три раннесредневековых могильника.

Данные раскопок в сочетании с более поздними письменными источниками свидетельствуют о том, что основным населением этого района были аланы, массо­вое проникновение которых в Крым началось в середине III в. Материалов этого периода на плато обнаружено мало. Это объясняется тем, что крепость использо­валась как убежище на случай военной угрозы, вероятно, постоянно в ней нахо­дился лишь небольшой гарнизон. Такое положение сохранялось до середины XIV в., что подтверждается сведениями арабского географа Абульфеды (1321 г.).

2. XI - середина XIV в. Период очень слабо освещенный источниками, ар­хеологические материалы этого времени практически не выявлены. Можно пола­гать, что в районе Южных ворот (Кичик-Капу) в это время формируется христи­анский пещерный монастырь, предшествовавший Успенскому монастырю в ущелье Марьям-дере.

3. Середина XIV - первая половина XV вв. В начале этого периода крепость была захвачена татарами. Арабский летописец Рукнеддин Бейбарс упоминает ог­рабление Кырк-Ора (так называлась крепость до начала XVII в.) в 1299 г. вой­ском эмира Ногая. Археологические данные не подтверждают мнения, высказанно­го рядом исследователей о том, что с этого времени крепость вошла в состав татар­ских владений. Скорее всего, дело тогда ограничилось не ее захватом, а получением дани с местного населения. Реально же татарская власть была здесь установле­на в середине следующего столетия, на что указанием служит дата строительства мечети — 1346 г.

4. Особое значение Кырк-Ор приобретает в период существования независи­мого Крымского ханства. Во второй половине 30-х гг. XV в. сюда была перенесена из Солхата (Старого Крыма) ставка основателя ханства Хаджи-Гирея. С этого времени на плато появляется массовый археологический материал, в котором хро­нологическим маркером является глазурованная полихромная керамика. Застраи­вается территория «Старого города», реконструируется оборонительная система, перестраивается мечеть. Перед «Средней» стеной появляется торгово-ремесленный посад, образованный иудейской общиной. С XV в. в письменных источниках (ханские ярлыки) появляются сведения о сосуществовании в городе трех общин: мусульманской, иудейской и христианской.

5. Середина XVI - вторая половина XIX вв. До археологических исследова­ний 1987-88 гг., проводившихся у Восточной оборонительной стены, считалось, что она была построена на рубеже XIV и XV вв. Основанием для этого предполо­жения было содержание двух эпитафий из Иосафатовой долины, опубликованных в «Авнэ-Зиккарон». Одна, с памятника Моше (1396 г.), названного в тексте осно­вателем стены, другая с именем Элвазара, сына Исаака Иерусалими (1433 г.), именуемого начальником двух крепостей, под которыми обычно понимались две оборонительные линии крепости. В караимской историографии, исходя из этого понимания, толкуется происхождение топонима «Чуфут-Кале»: не от этнонима «чуфут» — еврей, а от прилагательного «джуфт» — двойной, т.е. в целом — «Двойная крепость». Хотя в разнообразных источниках, в том числе и караим­ских, с XVII в. название поселения фигурирует только в первом значении.

Еще Д.А.Хвольсон сомневался в реальности существования первой из упо­мянутых надписей. Обе они до сих пор не обнаружены при обследованиях некро­поля,   проведенных   гебраистами   из   Санкт-Петербурга   и   Тбилиси (Н.И.Бабаликашвили).

Раскопки у северного фланга Восточной оборонительной стены установлено, что при ее возведении был уничтожен мусульманский некрополь. В слое строи­тельного мусора, заполнявшего скальную вырубку, было найдено надгробие с да­той, соответствующей 1417/18 г.н.э. Очевидно, что оно могло попасть сюда лишь после того, как татары начали покидать крепость в первой половине XVI в., когда в долине рурук-су обосновалась новая ханская ставка, вокруг которой вырос Г.Бахчисарай. Следует отметить, что еще А.Л.Бертье-Делагард на основе форти­фикационных особенностей стены относил ее создание к XVI в., что согласуется с данными новейших раскопок.

К середине XVII в. входит в употребление новое название крепости — Чу­фут-Кале. Большинство населения в ней теперь составляли иудеи, преимуществен­но караимы. С этого времени бурно развивается жилая застройка как ее старой, так и новой части. По свидетельству Эвлии Челеби в 60-х гг. XVII в. здесь насчи­тывалось 1530 домов, из них 200 в «Новом городе»; в начале XIX в. домов в кре­пости было 227. Из около 200 пещерных сооружений, известных к настоящему времени, большинство появилось в XVII-XVIII вв., они служили хозяйственными подвалами усадеб. Лучше всего до настоящего времени сохранился комплекс жи­лой усадьбы А.С.Фирковича- Здесь он скончался в 1874 г. и похоронен в Иософатовой долине. К этому времени поселение почти полностью было оставлено жите­лями. На кладбище вплоть до начала XX в- продолжали хоронить караимов, вы­ходцев из чуфуткальской общины.

Иосафатова долина не только своим названием, но и природными особенно­стями напоминает верховья Кедрона. Стараниями местных зодчих ей искусственно были приданы дополнительные черты сходства с иерусалимской святыней, напри­мер, на южном фланге Восточной стены, выходящем на долину, была создана по­лукруглая в плане декоративная башенка, имитирующая так называемую гробницу Авессалома в эпонимной долине. Интересно и такое совпадение, как расположение под Чуфут-Кале мусульманского кладбища и монастыря Успения Богородицы. Гора Бешик-тау (Колыбель-гора),  доминирующая над Бахчисарайской долиной и хорошо просматривающаяся с плато Чуфут-Кале,  именовалась так же Масличной.

Итак, археологические исследования Мангупа и Чуфут-Кале показывают не­обходимость сопоставления их материалов с данными письменных источников, в частности с эпиграфическими. В связи с ускорением в последнее время процесса разрушения некрополя в Иосафатовой долине, актуальной является разработка конкретных мер, направленных на сбережение уникального памятника. Для вос­создания объективной картины жизни крымского островка средневековой иудей­ской диаспоры необходимо интенсивное комплексное изучение всего комплекса памятников Чуфут-Кале объединенными усилиями гебраистов, археологов, искус­ствоведов, представителей других наук.

Сайт создан в системе uCoz