Герцен А.Г.
Таврический национальный
университет (Симферополь)
Археологические аспекты
истории Чуфут-Кале
Городище расположено на
обрывистом плато в виде мыса. Территория поселения на три четко выраженных
части. Бурунчак — обширный пустырь (более 15 га), использовавшийся как выгон
для скота, а в XVIII в. даже как ханский зверинец. «Старый
город», занимавший самую узкую часть плато, был ограничен с запада невысокой
стеной, отделявшей его от Бурунчака, а с востока «Средней» оборонительной
стеной, являющейся типичной ранневизантийской фортификационной системой.
«Новый город», застроенная территория между «Средней» и «Восточной» стенами. Последняя построена в духе позднесредневековой фортификации
с учетом возможностей использования огнестрельного оружия. За ней, в 300 м к
юго-востоку от городища, начинается территория обширного караимского
некрополя, занимающего верховья Иософатовой долины. По предварительным оценкам
здесь сосредоточено свыше 7 тысяч надгробий. Раскопки здесь впервые были
проведены Д.А.Хвольсоном в 1878 и 1881 гг. с целью поиска древних надгробий,
необходимых ему как аргумент в полемике с А.И.Гаркави и другими гебраистами,
подвергшими сомнению подлинность ряда памятников, опубликованных
А.С.Фирковичем.
В 1925-28 гг. раскопки на
городище проводились с целью изучения памятников мусульманской культуры.
У.Боданинский и О.Акчокраклы исследовали остатки мечети, построенной в 1346 г.
В 50-е гг. широкомасштабные
археологические работы были развернуты экспедицией под руководством
Е.В.Веймарна (Крымский отдел Института археологии АН УССР). Их главным
объектом была «Средняя» стена. На северном фланге этого укрепления был расчищен
участок главного рва, вырубленного в материковой скале. Ров перекрывали руины
караимской усадьбы, с которой был связан обширный двухэтажный пещерный
комплекс, т.н. «Чауш-кобасы», датированный XVII в. С целью поиска археологических материалов, отражающих ранние
этапы существования поселения, были сделаны зондажи на различных участках
склонов плато. По результатам этих исследований их руководитель пришел к выводу
о появлении города в X-XI вв., а расцвет караимской
общины в нем отнес к XVI-XVII вв.
В 1983, 1987-88 гг. в
Чуфут-Кале работала совместная экспедиция Симферопольского
госуниверситета (Герцен А. Г.) и
Бахчисарайского историко-архитектурного музея (Могаричев Ю.М., Хоменко
В.Н., Чореф М.Я.). Из памятников, отражающих жизнь иудейской общины в «Старом
городе», исследовались культурные напластования в районе кенасс и участок
руинированной застройки в начале Средней улицы близ ворот Кичик-Капу. В «Новом
городе» работы были сосредоточены у тыльной стороны Восточной оборонительной
стены. Наиболее важные результаты были получены при
исследованиях у ее северного фланга, где были открыты остатки усадьбы
предшествовавшей строительству оборонительной линии, и бани, появившейся здесь
не ранее конца XVII в. В работе экспедиции принимали участие научные сотрудники
Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР Е.Н.Мещерская и
А.Л.Хосроев, которые при участии Н.В.Кошовской проводили обследование некрополя
в Иософатовой долине с целью определения перспективы его дальнейшего
комплексного изучения. Дальнейшие исследования с начала 90-х гг. прошлого века
и по настоящее время приобрели хаотический нерегулируемый характер. Ведутся они
большей частью некомпетентными энтузиастами или откровенно коммерческими
организациями.
Материалы археологических
раскопок, введенные в научный оборот, позволяют предложить периодизацию истории
городища, позволяющую установить соотношение данных эпиграфических
памятников некрополя в Иосафатовой
долине с реальной шкалой жизни поселения. Итак
выделены следующие этапы.
1. VI - X вв. В начале этого
периода создается оборонительная система. Главным ее звеном становится
«Средняя» стена со рвом, пересекавшая плато в самом узком месте. Расселины в
обрывах были перегорожены короткими стенами. Возле них создавались первые
пещерные помещения для укрытия часовых. Вероятно, в крепости была христианская
базилика, на что указывают фрагменты ранневизантийских мраморных архитектурных
деталей в кладках позднесредневековых построек. На склонах плато известны к настоящему
времени три раннесредневековых могильника.
Данные раскопок в сочетании
с более поздними письменными источниками свидетельствуют о том, что основным
населением этого района были аланы, массовое проникновение которых в Крым
началось в середине III в. Материалов
этого периода на плато обнаружено мало. Это объясняется тем, что крепость
использовалась как убежище на случай военной угрозы, вероятно, постоянно в ней
находился лишь небольшой гарнизон. Такое положение сохранялось до середины XIV
в., что подтверждается сведениями арабского географа Абульфеды (1321 г.).
2. XI - середина XIV в. Период очень слабо освещенный источниками, археологические
материалы этого времени практически не выявлены. Можно полагать, что в районе
Южных ворот (Кичик-Капу) в это время формируется христианский пещерный
монастырь, предшествовавший Успенскому монастырю в ущелье Марьям-дере.
3. Середина XIV - первая
половина XV вв. В начале этого периода крепость была захвачена татарами.
Арабский летописец Рукнеддин Бейбарс упоминает ограбление Кырк-Ора (так
называлась крепость до начала XVII в.) в 1299 г. войском эмира Ногая. Археологические данные не подтверждают
мнения, высказанного рядом исследователей о том, что с этого времени крепость
вошла в состав татарских владений. Скорее всего, дело тогда ограничилось не ее
захватом, а получением дани с местного населения. Реально же татарская власть
была здесь установлена в середине следующего столетия, на что указанием служит
дата строительства мечети — 1346 г.
4. Особое значение Кырк-Ор
приобретает в период существования независимого Крымского ханства. Во второй
половине 30-х гг. XV в. сюда была перенесена из Солхата (Старого Крыма) ставка
основателя ханства Хаджи-Гирея. С этого времени на плато появляется массовый
археологический материал, в котором хронологическим маркером является
глазурованная полихромная керамика. Застраивается территория «Старого города»,
реконструируется оборонительная система, перестраивается мечеть. Перед «Средней»
стеной появляется торгово-ремесленный посад, образованный иудейской общиной. С
XV в. в письменных источниках
(ханские ярлыки) появляются сведения о сосуществовании в городе трех общин: мусульманской,
иудейской и христианской.
5. Середина XVI - вторая
половина XIX вв. До археологических исследований 1987-88 гг., проводившихся у
Восточной оборонительной стены, считалось, что она была построена на рубеже XIV
и XV вв. Основанием для этого предположения было содержание двух эпитафий из
Иосафатовой долины, опубликованных в «Авнэ-Зиккарон». Одна, с памятника Моше
(1396 г.), названного в тексте основателем стены, другая с именем Элвазара,
сына Исаака Иерусалими (1433 г.), именуемого начальником двух крепостей, под
которыми обычно понимались две оборонительные линии крепости. В караимской историографии, исходя из этого понимания, толкуется
происхождение топонима «Чуфут-Кале»: не от этнонима «чуфут» — еврей, а от
прилагательного «джуфт» — двойной, т.е. в целом — «Двойная крепость».
Хотя в разнообразных источниках, в том числе и караимских, с XVII в. название
поселения фигурирует только в первом значении.
Еще Д.А.Хвольсон сомневался
в реальности существования первой из упомянутых надписей. Обе они до сих пор
не обнаружены при обследованиях некрополя,
проведенных гебраистами из
Санкт-Петербурга и Тбилиси (Н.И.Бабаликашвили).
Раскопки у северного фланга
Восточной оборонительной стены установлено, что при ее возведении был уничтожен
мусульманский некрополь. В слое строительного мусора, заполнявшего скальную
вырубку, было найдено надгробие с датой, соответствующей 1417/18 г.н.э.
Очевидно, что оно могло попасть сюда лишь после того, как татары начали
покидать крепость в первой половине XVI в., когда в долине р.Чурук-су
обосновалась новая ханская ставка, вокруг которой вырос Г.Бахчисарай. Следует
отметить, что еще А.Л.Бертье-Делагард на основе фортификационных особенностей
стены относил ее создание к XVI в., что согласуется с данными новейших
раскопок.
К середине XVII в. входит в
употребление новое название крепости — Чуфут-Кале. Большинство населения в ней
теперь составляли иудеи, преимущественно караимы. С этого времени бурно развивается
жилая застройка как ее старой, так и новой части. По свидетельству Эвлии Челеби
в 60-х гг. XVII в. здесь насчитывалось 1530 домов, из них 200 в «Новом
городе»; в начале XIX в. домов в крепости было 227. Из около 200 пещерных
сооружений, известных к настоящему времени, большинство появилось в XVII-XVIII
вв., они служили хозяйственными подвалами усадеб. Лучше всего до настоящего
времени сохранился комплекс жилой усадьбы А.С.Фирковича-
Здесь он скончался в 1874 г. и похоронен в Иософатовой долине. К этому времени
поселение почти полностью было оставлено жителями. На кладбище вплоть до
начала XX в- продолжали хоронить караимов, выходцев
из чуфуткальской общины.
Иосафатова долина не только
своим названием, но и природными особенностями напоминает верховья Кедрона.
Стараниями местных зодчих ей искусственно были приданы дополнительные черты
сходства с иерусалимской святыней, например, на южном фланге Восточной стены,
выходящем на долину, была создана полукруглая в плане декоративная башенка,
имитирующая так называемую гробницу Авессалома в эпонимной долине. Интересно и
такое совпадение, как расположение под Чуфут-Кале мусульманского кладбища и
монастыря Успения Богородицы. Гора Бешик-тау
(Колыбель-гора), доминирующая над
Бахчисарайской долиной и хорошо просматривающаяся с плато Чуфут-Кале, именовалась так же Масличной.
Итак, археологические
исследования Мангупа и Чуфут-Кале показывают необходимость сопоставления их
материалов с данными письменных источников, в частности с
эпиграфическими. В связи с ускорением в последнее время процесса разрушения
некрополя в Иосафатовой долине, актуальной является разработка конкретных мер,
направленных на сбережение уникального памятника. Для воссоздания объективной
картины жизни крымского островка средневековой иудейской диаспоры необходимо
интенсивное комплексное изучение всего комплекса памятников Чуфут-Кале
объединенными усилиями гебраистов, археологов, искусствоведов, представителей
других наук.